Мы с дочкой прошли большой путь. И это наша победа и я хочу о ней рассказать. Сейчас вижу, как ребенок читает для себя, не афиширует, не для меня, не со мной, а сама, для себя, потому что интересно. И это победа! Она хочет писать свою книгу и делает первые шаги — это победа! В этом рассказе будет много глаголов, сделала, почувствовала, решила, изучала, делала… И так далее, но дело в том, что все было именно так, было очень и очень много действий.
Ничего меня не терзало, внутри я видела путь. Было ясное ощущение что ТО, а что НЕ ТО. Мне идти было трудно, но я видела и не сомневалась. Пришло время ОТДАТЬ, ОТДАТЬ В МИР СВОЙ ОПЫТ. Поделится нашим опытом. Я знаю он бесценный. По крайней мере, я так чувствую. Всем кто столкнулся с трудностями с чтением, дислексией, дисграфией, и дискалькулией, а также диспраксией посвящается. Дорогу осилит идущий. Верьте в своих детей и в себя!
Начало:
Мы готовились к первому классу и конечно взялись за чтение. Дочке 6,5 лет. Пробуем разные методики. Результата нет. Пробуем Зайцева. Нет. Лучшие репетиторы — нет результата. Ребенок запоминает буквы и забывает. 8 месяцев обучения результат 0.
Спасибо букварю Ольги Леонидовны Соболевой. Он не дал нам разочароваться в чтении. Задания настолько крутые и завораживающие, что дочка, не смотря на все трудности, продолжала заниматься с упорством. Но в чтении мы все же не продвинулись. Мы продвинулись в любви к чтению и пониманию, что это прекрасный творческий мир. Возможно, это понимание грело нас в пути и помогает сейчас.
Читаю любимое сообщество «Свобода в образовании». И вот там, как бы случайно, вижу пост про дислексию. Мое материнское чувство говорит — надо исследовать. Смотрю в интернете и вижу, что да — это то, что у нас. Нахожу методику Дейвиса. Читаю форум по ней. Читаю книги Рональда. И мое чутье говорит «Да-да!!! Это то, что сработает!» Интуиция у меня хорошая, так что доверяю ей.
Пробую с ребенком, как мне тогда казалось по наивности, самую «простейшую» технологию лепка алфавита. И о чудо! Дочка слепила и запомнила!!!! Боже, это была такая победа, такой прорыв! Столько надежды! Я поняла — нам это подойдет.
Берусь читать книги, очень тяжело, невыносимо, я ничего не понимаю. Муж помогает. Он психолог, педагог-психолог, активно интересующийся вопросами развития познавательных способностей и вообще, большой молодец. Он буквально затаскивает меня на уровень понимания методики, читает мне вслух, помогает понять, мы пробуем друг на друге. К ребенку не лезу, пока сама не разберусь, так решила. Боже мой, как мне было трудно, как будто вся информация слышится мне через толстенную подушку. Мысли заплетаются.
Позже я поняла, почему так себя чувствовала. Но я настырно шла к цели. Понимала — это ключ и я добуду его. По методу Дейвиса работают несколько специалистов русскоязычных как в России, так и в Европе. Специалисты проводят коррекционные курсы и т.д. Денег это стоит немалых. Но дело абсолютно не в деньгах, когда идет дело об успехе твоего ребенка, о важном, о чтении. А это основа обучающего процесса, когда идет речь об уверенности ребенка в себе.
Сейчас, когда оглядываюсь на пройденный и путь, он кажется невероятным. Сейчас так все хорошо, что постепенно начинаешь забывать о том, каких трудов нам это стоило. Хочу ОТДАТЬ, пока эмоциональная память свежа. Раньше не хотела писать — хотела сначала дойти до победы.
Мы честно пытались освоить методику по книгам, мы изучили и испробовали с мужем на друг друге все вдоль и поперек. Форум, рассказывающий о методике Дейвиса, вселял надежду на освоение. Но скажу сразу, там есть ТАКИЕ ЛЯПЫ в рекомендациях основателя, в результате которых, вероятность понять методику совсем не так — ровно 90%. Но все же, спасибо большое энтузиастам.
Иногда, чтобы что-то серьезно изучить, освоить, вникнуть, дойти до глубин — мне нужно принять это как новое дело в моей жизни. И я приняла дислексию. Я поняла, что хочу освоить не только для себя, но и чтобы помогать другим людям, столкнувшимся с этим. Это мне всегда помогает, как бы подсоединяются новые ресурсы, В этот момент ты уже понимаешь, что ты это делаешь не только ради себя и своей семьи, но и для людей. И это помогает, помогает, когда трудно.
Был вариант съездить с дочкой на коррекцию, я выбирала из специалистов тех, которые разрешают присутствовать на занятиях. В России — такого нет. Рассматривали Европу. Я понимала, что после курса нам предстоит серьезный путь — год самостоятельных занятий. Я подчеркиваю это, чтобы не было иллюзий, поэтому очень хотела видеть, как нужно работать с ребенком.
И вдруг мы находим информацию, что можно пройти первую ступень обучения (там их несколько) и стать методистом. Стоило даже бюджетней. И я понимала, что моя дочь — такая хитрюша. Она всех разведет на доверительные отношения, отвлечет, заговорит, к тому же, не устойчиво держит внимание. Я понимала, мало будет проку от коррекции в 6 дней. Лучше я отучусь и буду с ней заниматься. Сейчас оглядываясь назад, думаю, что правильно поступила выбрав обучение, но и на коррекцию тоже стоило съездить — быстрей может дело бы сдвинулось. Самодеятельность на основе форума и книг не вариант ни разу, подчеркиваю это.
Ну да ладно.
Еду в Эстонию, на первую ступень обучения, Декабрь. Прекрасная Эстония с потрясающим Таллином. Волшебный, чарующий, незабываемый город. И большое- большое погружение в учебу. Сомневаюсь писать про учебу здесь, или отдельную статью написать. Начну здесь. Серьезно напишу дополнительно.
Потрясающие ведущие семинара. Вот честно, просто потрясающие. Ричард, Англия и Ольга, Эстония. Какие-то невероятные, космические люди. Умеющие настолько тонко чувствовать других людей, настолько создавать вокруг тебя пространство, где ты чувствуешь «ты все сможешь». Встреча с ними, уже сама по себе была мастер-классом. Именно такие чувства «ты все сможешь», доверие, поднятие твоего авторитета, передача ответственности за чтение — вот эталон как надо работать с дислексиками.
В моей душе проснулось столько света и радости. Радости от встречи с людьми больше себя, с людьми до которых можно расти, и меня всегда такие встречи очень радуют. Ты как будто чувствуешь, что приподнимаешься над всем, и в твоей жизни появляется нечто великое, потрясающее. Спасибо огромное и низкий поклон!
Хочу написать о сути обучения, но чувствую — уже выдохлась. Слишком много мыслей в одной статье начнут отвлекать друг от друга. Картина выйдет спутанной. Не хочу. Это серьезная тема. Напишу по обучению отдельно, толково, надеюсь, что смогу написать.
Еще раз скажу большое спасибо мужу. Он настолько круто меня подготовил к обучению. Что я понимала – многое знаю. На обучении уже вникала в детали. А в деталях вся соль. В нюансах и есть мастерство. И это тоже очень важная мысль. Подчеркиваю ее. На обучении давали такие нюансы, которых в книге нет, и быть не может. Потому как книга «Дар дислексии» носит ознакомительный характер для родителей, чтобы они понимали в целом, что к чему. К тому же, книга была написана раньше, чем методика развилась очень глубоко и обросла нюансами. Атмосфера, которую создают мастера, и возможность видеть работу мастеров – это тоже очень важно.
И там, на обучении, я поняла, почему меня так ломало при освоении методики. Почему было так невыносимо трудно. И почему меня все же так тянуло разобраться. Я поняла — я сама дислексик. Только у меня не было проблем с чтением, у меня другая сторона дислексии — дисграфия.. С годами, конечно, сгладилось, стало лучше.
Я взрослый человек, я адаптировалась.
Но, может быть, пришло время? И сейчас я могу и помочь своему ребенку, и сама в себе разобраться. Ощущение, что выходишь на новый курс развития себя. По кольцевой, а точнее спиральной композиции, выходишь на новый круг встречи с собой.
Приехала, честно не сразу смогла заняться с дочкой. Навалились проблемы, совсем нелегкие. И их нужно было решать. Вымоталась. Просто на сверхусилии, при громадном дефиците ресурсов, и сил, кто знает мою ситуацию — поймет, еще раз прогнали с мужем все.
И я стала заниматься с дочкой. Поскольку плюсом к дислексии был еще и дефицит внимания, заниматься больше 2 часов в день, было не реально. Мы шли медленно, тщательно. Времени у нас заняло это конечно не 6 дней по 6 часов, как в курсе. Мы уложились то ли в 2 месяца. Но мы смогли! Дочка не только улучшила в разы результаты в понимании текста, в технике чтения, но и вообще, ее способности к обучению возросли, появилась и собранность, и умение держать внимание. Невероятно! От первоначальных занятий по 15 минут (больше не получалось в начале), мы дошли до полноценной нагрузки по возрасту. А позже, догоняя материал первого класса, смогли заниматься и по 5 часов, с потрясающей эффективностью.
И самое-самое главное, что я поняла суть, как строить обучение для нее. Именно для нее именно для ребенка с дислексией.
У меня есть немалый опыт в семейном обучении. Старшая дочь на семейном. Так вот, все-все пришлось переосмыслить. Подача для дислексика — это совсем не то же самое. В чем помогло мое обучение на семинаре, так это понять глубинную природу того, что происходит с дислексиками, как они мыслят, в чем особенность восприятия, и как можно помочь, чтобы раскрыть их таланты, и дары. Это очень-очень важно видеть соль того, что происходит. Теперь, когда даю дочери любой предмет, я опираюсь на эту суть. И без этого было бы никак. А с пониманием сути все легко. Я вижу, как дочь расцветает. Как расцветает ее неординарный ум ее образное мышление, ее колоссальный потенциал. Я верю в нее.
И как сказал Ричард на семинаре в Эстонии. Наша цель достигнута, когда дислексик читает для себя. И что я хочу сказать — она читает, читает для себя! Она любит книги! И это победа, огромная большая победа.
Результат настолько крут, что педагоги, которые в связи с аттестацией работали с дочкой, вообще не поверили, что какие-то были трудности. Единственное, когда попробовали заниматься с ней по стандартным методикам со стандартным подходом, не смогли получить результат. И тогда мы продолжили занятия сами, опираясь на свой подход.
К чему все эти буквы? К чему столько строчек, слов? Просто я хочу поделиться. И это важно для меня. Не просто взять из мира, не просто знать, что выход есть. А еще и отдать в мир. Показать надежду. Поделится наработками.
Спасибо всем, кто прочитал!
Хочу сказать еще про наше с дочкой обучение. Оно совсем другое, чем с моей старшей. И что самое интересное, образование и жизнь старшей дочери тоже обогатились. Очень обогатились, когда я стала учить младшую) Стало больше юмористической литературы и литературы про отношения. Раньше было больше энциклопедий. Стало много познавательных видео. И обучения на слух. Стала задействоваться другая сторона обучения.
Сейчас на волне новой актуальности. И на этой волне, по курсу — дисграфия. Да-да. С упоением изучаю эту тему. Чувствую, пришло время с этим разобраться. Работа с дислексией, как с чтением уже уходит на дальний план. И в дело вступает великий и могучий русский язык. А значит — будет много работы, много открытий, драйва, инсайтов и интересностей.
Для тех кто хочет разобраться что такое дислексия смотрите видео, которое записал мой муж, педагог – психолог, эксперт в области развития познавательных способностей, Евгений Ветров.
Очень хорошо рассказано о том, что такое дислексия, и каково с ней в фильме «Звездочки на земле». Фильм можно смотреть всей семьей.
Автор: Анастасия Ена.
Обращаю ваше внимание что я консультирую по дислексии. Вот отзыв одной замечательной и заботливой мамы:
Недавно узнала о том, что у дочки дислексия. И сразу назрела необходимость узнать об особенностях обучения таких детей, потому что им нужен совсем другой подход. Обратилась к Насте. Она, уже пройдя через это, рассказала мне об особенностях обучения детей с дислексией, дала наводки какие нужно упражнения поискать, какую книгу почитать и т.д. На первоначальном этапе это очень помогает, знать хоть что-то для облегчения учебного процесса очень ценно. Теперь я знаю куда мне двигаться в этом направлении. А Настя дала мне понимание, что если учесть особенности таких деток и помочь им развиваться, то всё обязательно будет хорошо. Татьяна Лазорева.