Ведение вопросами

Одна из интересных тем, над которой сама сейчас работаю, это ВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВОПРОСЫ. На семинарах я уже про это рассказывала и приводила пример, что например, разговаривая с человеком, можно давать прямые указание (намажь, отрежь, садись есть, поставь на место я сказала), а можно вести через ВОПРОСЫ.

Например, не буду изобретать новых примеров, приведу то, что уже рассказывала:ребёнок зашёл, обувь, как попало, поставил в коридоре. Можно сказать: «Пойди, поставь обувь на место!» — Это прямое указание.
Что мы растим, давая ребенку прямые указания?
То, что человек не будет думать своей головой, будет ждать ценных указаний. То есть таким своим поведением родительским раститься именно такая модель.

Но я так понимаю, меня читают родители исключительные, родители которых хотят большего для своих детей и поэтому мои слова будут полезны для вас.

Дело в том, что все мы хотим, чтобы дети выросли людьми думающими, способными принимать решения, имеющим внутреннюю опору, мыслящими.

Это очень-очень ценно особенно в наше время, да в любое время.

Так вот, можно человека вести вопросами, в той же самый ситуации с обувью можно спросить: «как ты думаешь, где нам лучше хранить обувь, чтобы у нас в коридоре был порядок, и было легко ходить?»
Человек отвечает на этот вопрос, и он сам приходит к выводам.

Побывав на екатеринбургском выезде Семейной Мягкой Школы, мне удалось проникнуть глубже в понимание метода ВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОПРОСЫ.
Какие здесь всплыли новые нюансы?
Мне хочется ими с вами поделиться! Не все сейчас здесь напишу. Что-то еще проживаю, осваиваю. Но то, что уже четко понято и внедрено расскажу.

Такой нюанс, что мы не просто так ведём через вопросы, у нас ЕСТЬ ЦЕЛЬ.
Какая же эта цель?
Цели могут быть разные. Например, растить понимание себя и понимание что требуется, что может тебе помочь.

Животрепещущий пример касаемо маленьких детей: Маленький ребёнок стукнулся.
Варианты распространенных реакций
1) Растить тревогу – то есть ребенок шмякнулся, плачет. Дети ориентируются на маму. Мама с тревожным лицом и действиями и у ребенка тревога возрастает.
Другая крайность.
2)«Все хорошо ничего не случилось» Если значимый челове к- Мама говорит, что ничего не случилось, а на деле больно, то двойственное чувство возникает. Человек приучается не реагировать или не замечать, то, что действительно происходит.
А как можно по-другому?
Можно вести через вопросы.
Есть три рекомендуемых вопроса на эти случаи: «Что случилось? Где болит? Чем помочь?»
Что случилась — рассказывает.
Где больно — показывает.
Чем помочь — говорит. Вопрос «чем помочь?» позволяет ребенку самому предложить вариант решения. И это важно. Не мама все решила, а сам предложил. И часто вариант, предложенный ребенком конкретный и простой, например, погладить или подуть.

С большими детьми это также работает. В разных ситуациях эти три вопроса могут помочь вывести на понимание, проговаривание, и собственное предложение чем ему помочь. Просто с маленькими пример ярче, понятней.

Важный нюанс в этом случае — ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТ на заданный вопрос, ДОЖДАТЬСЯ ОТВЕТА. А не сыпать вопросами. ( Момент если ребенок пока не говорящий предлагаем варианты, но важно, что дожидаемся реакции)

Потому что можно ТАК сыпать вопросами… что толку не будет.

Еще задачка: ВЕСТИ ВОПРОСАМИ, ЧТОБЫ ВКЛЮЧИТЬ ПОНИМАНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. Показать, чтобы человек понял, что из чего проистекает. Чтобы сам запустил в своей голове рассуждения.

Здесь пока без примера. Но это глубокая мысль. Задавать вопрос, чтобы мышление включалось.

Следующие два момента очень важных, которые я выявила для себя:
МОМЕНТ ИНТОНАЦИЯ
И еще момент ведение через вопросы В УЧЕБЕ.

Если мы ведём через вопросы, то огромное значение имеют ИНТОНАЦИИ.
В Интонации должна быть энергия, игривость и ЛЕГКОСТЬ.
Мы озвучиваем вопрос так, чтобы голос был энергичным, лёгким и игривым.
Потому как вопрос, в котором звучит ПРЕТЕНЗИЯ — ОБНУЛЯЕТ все старания. Попробуйте произнести с претензией: «Как ты думаешь, куда нужно поставить обувь?» И вы услышите, что уже ведение через вопросы не работает. Вместо мышления вопрос включает оборону и сопротивление.

Это очень важно!
Важно понимать, что ведение через вопросы подразумевает красивый момент с интонациями.

Я давно экспериментирую с ведением через вопросы.
И для меня сейчас новый уровень, учусь задавать вопросы, так чтобы у человека включилась понимание причинно-следственных связей, я учусь задавать вопросы так чтобы выявить потребность и найти решение.
Чтобы человек понял свою потребность и нашел решение.
Тонкое раскрытие мышления с помощью ведения через вопрос, вот это очередная новая очень интересная задачка.

Ведение ребёнка через вопросы, хорошо использовать в учебе, Соболева Ольга Леонидовна (авторская методика по русскому языку) очень хорошо про это рассказывает, метод Вопросов использует очень глубоко очень мощно при обучении детей. Использует его для того, чтобы дети любили учиться, для того, чтобы они глубоко мыслили, глубоко принимали и понимали предмет русский язык.
И она тоже очень большое значение придает ведению через вопросы.
Здесь кратко про это не расскажешь это тема семинара.

Вообще ведение через вопросы это то, что постигается ПОСТЕПЕННО и то, что нужно попробовать на себе много раз.
Через занятия наши мягкошкольные, через семинары для родителей которые я провожу, осваиваем и разбираем как вести через вопросы.

Ведение через вопросы может, внести огромный вклад в гармонизацию отношений в семье, гармонизацию отношений с детьми, сделать нас более сведущими, более продвинутыми как родителей.
Мы можем помочь детям вырастить в себе дар понимать себя.

И это возможно круче всяких наук, потому что когда человек гармоничен, когда он понимает себя в наш век перегруженности информацией, он, понимая себя, найдет способ научиться тому, что ему интересно.

P.S. А еще такой момент пришел после того, как уже написала статью. Что ведение через вопросы и нам родителям поможет лучше понимать ребенка. Понять, почему он так сделал.

Сохранить исследовательскую жилку ребенку и фантазию, способность мыслить в свежем другом ракурсе.

Словами всего не предашь, надеюсь, получилось предать часть )
Автор: Анастасия Ена